Показать сообщение отдельно
Старый 21.12.2010, 13:03   #25
Mkaty
Я не могу скачивать
О пользователе
По умолчанию

ХИДЖРЫ



В своей книге озаглавленной "Ни Мужчина, ни Женщина", Серена Нанда дает увлекательный взгляд на хиджр.

Хиджры – третий пол в Индии. Они являются религиозной общиной мужчин (на внешний вид), которые одеваются и действуют как женщины и которые поклоняются богине Мата, одной из многих ипостасей матери-Богини, которой поклоняются по всей Индии. Согласно этому верованию, лицо становится настоящим хиджрой, пройдя через ритуал кастрации, обычно от рук другого более старшего члена общины (операция считается незаконной в Индии и проводится в частных домах без применения анестезии).

Хиджры играли традиционную роль в Индии как артисты на свадьбах и в домах, где рождался мальчик. Рождение сына считается самым важным событием в индийских семьях. Хиджры посещают дом, ритуально благословляют новорожденного и развлекают семью музыкой, танцами и песнями.

Типичная группа исполнителей состоит из двух музыкантов, пятерых танцовщиц и главного гуру, который руководит представлением. Эти празднования являются источниками большого веселья и смеха.

Взамен за свое выступление хиджры получают деньги и подарки от семьи.

В этом смысле хиджры – одни из самых «успешных» традиционных транссексуальных общин в Азии, потому что сегодня они уютно вписываются в господствующую религию. Хиджры, в большинстве, являются индусами, хотя и не все. Меньшинство составляют мусульмане.

Они склонны жить вместе в общинах, или «домах», внутри которых существует четкое распределение ролей и система поддержки как в семье.

Есть еще разные сходства между двумя группами. Дети обычно решают, что они хотят стать хиджрой или катоем в раннем возрасте. У новичка будет наставник. В случае с катоем это «старшая сестра», для хиджры это более формальный «гуру». Многие хиджры на разной стадии своей жизни зарабатывают на жизнь проституцией. Полный хиджра – тот, у кого отрезаны гениталии, так же как считается полным катоем – тот, кто прошел «операцию». Большинство хиджр – индуисты и индуистские мифы и легенды, как и в буддизме, производных от индуизма течениях, содержат множество ссылок на гермафродитных людей и богов. Хиджры в индийском обществе, как катои, рассматриваются с той же самой парадоксальной смесью уважения и отвращения.

Повседневные привычки этих групп похожие, они одеваются и ведут себя с преувеличенным, даже агрессивным женоподобием, почти все курят и не стесняются отвечать на критику громко и язвительно, из-за чего в какой-то степени окружающие их опасаются.

В индийском обществе до сих пор имеется множество низких, неприкасаемых, презираемых групп. Но к каждой из них все же относятся по-разному и презирают каждую по-особому. Например, хотя общественный статус прачек дхоби и цирюльников матаи низок, их уважают. Это понятно: ведь без их услуг невозможно было бы существование высших каст, не соприкасающихся с такой повседневной "прозой жизни", как стирка белья, бритье бороды, стрижка. Прачки уважаются еще и с ритуальной точки зрения: грязное они делают чистым. А вот представителей полукриминальной касты санъси, которые до сих пор промышляют воровством чужих животных, боятся и презирают все.

Низкие касты, занимающиеся уборкой мусора, кожевенными работами, плетением корзин, разделкой туш, необходимы для общества так же, как и ступни ног для человека: извечно погруженные в пыль и грязь, они дают возможность и передвигаться, и сохранять в чистоте остальные части тела.

Живя в Индии и наблюдая за индийским обществом, не перестаешь изумляться многообразным диковинным обычаям и облику разных каст, общественных групп, субкультур, религиозных общин. Пожалуй, одно из самых сильных потрясений вызывает общество хиджра, до сих пор мало изученное антропологами. В приличном индийском обществе не принято говорить о них, интересоваться их жизнью. Упаси тебя Бог упомянуть о своем добровольном общении с ними! Хотя, впрочем, это не следует воспринимать так уж серьезно. Современное индийское общество, в особенности его средние слои, довольно цинично и лицемерно. Подчас "порядочный" индиец, отец семейства, при свете дня будет на чем свет поносить представителей этой касты, а ночью с удовольствием примет их сексуальные услуги.

Итак, кто же такие хиджра?
В эту многотысячную общину (общая численность их точно не известна, может быть, около 50 тысяч человек, называется цифра и в 11 лакхов - Сингх. 1997) входят гермафродиты, бисексуалы, кастраты, трансвеститы, гомосексуалы... Около 20% хиджра (в основном трансвеститы) имеют семью - женаты на женщинах и даже имеют детей. Можно сказать, что хиджра - социальная или религиозно-культовая, физиологическая, или инвалидная группа, или своего рода каста, имеющая определенный, в целом очень низкий общественный статус, но также пользующаяся специфическим уважением.

Первые рассказы о хиджра - странных людях, полумужчинах-полуженщинах, которые бродят по улицам городов Северной Индии, попрошайничают, занимаются проституцией, я услышала от моих русских друзей, уже много лет живущих в Дели, - Светланы Гатиной и Дмитрия Змеева. Инструктируя меня, как себя вести в городе, они рассказывали, конечно, и о хиджра, причем говорили: "Будь осторожной с ними! Эти люди действительно обладают магическими способностями". Но какова природа таких способностей у гермафродитов, почему в обществе укрепилась слава за ними как своего рода колдунами? "Человек, в чем-то очень серьезно ущемленный, обиженный природой или высшими силами, всегда имеет особые возможности. Это своего рода компенсация", - объяснила мне Светлана. Но как сами хиджра пользуются этими возможностями?

Хиджра - непременные участники многих религиозных праздников, свадебных и родильных обрядовых действий. Но как и другие ачхут - "неприкасаемые", - они не входят в магазины, больницы, гостиницы, другие государственные учреждения. У них нет паспортов, до совсем недавнего времени они не имели права голоса на выборах. Более того: неофициально им даже запрещено ездить в общественном транспорте. Если водитель и кондуктор посмотрят на это сквозь пальцы, то на вошедшую в автобус хиджру могут наброситься сидящие там женщины, обругают и вытолкают вон.

Большинство хиджра имеют женский облик и одеваются как женщины: отпускают длинные волосы, носят сари, украшения, обильно пользуются косметикой. Они считают себя женщинами - janana (занана - на урду означает "женский, женоподобный", также - "евнух"), называя при этом нормальных женщин nigaran. В сочетании с высоким ростом, иногда низким голосом, мускулистым телом это производит странное впечатление. Они передвигаются группами по 3-4 человека, попрошайничают, пристают к окружающим, особенно к мужчинам.

Отсутствие привязанности к постоянному месту, странничество, возможность благословлять и проклинать людей, обладание магическими способностями, связь с демоническим миром - все это роднит хиджра со святыми садху.

Рождаются гермафродиты, конечно, повсюду, но скапливаются они в основном в северных штатах - Панджаб, Харьяна, Раджастхан, Кашмир. Крупные общины хиджра имеются в Уттар-Прадеш, Гуджарате, Мадхья-Прадеш. Считается, что на севере Индии, в особенности в пограничных районах с большой численностью солдатского населения, мужчины темпераментны, а также более падки на любовь хиджры. Переодетые мальчики и гермафродиты, согласно народным рассказам, всегда сопровождали войска солдат-сипаев. Процветали сексуальные услуги гермафродитов в период империи Великих Моголов: в них влюблялись, про них писали, им посвящали стихи, за ними ухаживали... После падения империи в историю ушли и знаменитые куртизанки, тавайф, исполнительницы лирических песен - газелей, и занкха, или хиджра - танцоры и певцы при дворах, судьбы которых часто переплетались...

В настоящее время хиджра говорят на языках тех народов, среди которых проживают, но их почти всегда можно узнать по специфической интонации и особому сленгу, в котором имеется множество пословиц, эвфемизмов, поэтизированных строчек, пошлостей. Бродя по городу, выпрашивая милостыню или выискивая клиента для сексуальных услуг, хиджра ведут себя очень нагло. Они попрошайки, которые любыми способами стараются вытребовать себе любой понравившейся предмет - часы, портсигар, кольцо.

Увидев потенциального клиента, они хлопают в ладоши, кричат ему через улицу: "Are, bhaiisaab, chai pine he, kyaa?" ("Эй, господин, попьем чаю?"); "Are, mere bachcha, idhar ayo, me tere ko apna dudh piladungi" ("Эй, моя детка, иди сюда, я напою тебя своим молоком"); "Mere bachcha, dudh pi lo, па!" ("Детка моя, иди, пососи грудь!") или совсем просто: "Chikna he, kya?" ("Потрахаемся?"). Встречая нерешительного человека, сторонящегося их, восклицают: "Tere panir jam gaya, kya?" ("Что, твой сыр свернулся, что ли?"). Удачную или неудачную сделку комментируют сленговыми словечками: "A, chisa (billa) he!" ("О, хорошо (плохо)!").

Происхождение сословия хиджра, вероятно, очень древнее и неарийское. В ведической и брахманической литературе о нем упоминаний нет.

Зато есть сведения в "Махабхарате", куда, как известно, вошло много архаических неарийских сюжетов.

Так, говорится, что Арджуна, один из братьев Пандавов, по жизненным обстоятельствам вынужденный скрывать свой пол, самопроизвольно превратился в женщину или ее подобие. Скрываясь при дворе одного царя, он проводил время на женской половине дворца среди царевен и их подружек, обучал их танцу. Там он носил женские одежды и украшения. По истечении заданного срока он внезапно превратился в мужественного воина и ринулся в бой, даже не успев снять развевающиеся покрывала (Гусева. 1999. С. 39-42).

Важное традиционное занятие хиджра - исполнение танцев в рамках обрядов жизненного цикла - тоже дает нам основание говорить об их неарийском происхождении. О педи - танце гермафродита, который исполняет бог любовного желания Кама, - упоминается в знаменитой тамильской поэме III века н. э. "Повесть о браслете" (Шилаппадикарам. 1966. С. 55). Он исполнялся на празднестве в честь Индры в Пуркаре, "славящемся богатством городе южной стороны".

Хиджра ведут свое происхождение от трех персонажей, известных по Махабхарате: Сикхнада (брата Драупади, кастрата), Бриханнала и Арава-на (детей от брака Арджуны с принцессой-змеей Улупи). Нередко хиджра называют себя сикхнади или бриханнала.

Другим источником формирования хиджра был, по-видимому, класс евнухов в придворной мусульманской культуре.

Численность хиджра в современной Индии не определена, но замечено, что она не снижается. Они пополняют свои ряды за счет новорожденных, у которых имеются половые аномалии. В ряде случаев "хиджрой" признают девушку, у которой не растет грудь или слишком долго не начинаются месячные. Узнают о новорожденных с дефектами половых органов через акушерок, занимающихся частной практикой и работающих в роддомах, с ними у хиджра налажена постоянная связь. Во многих случаях родители отдают таких детей в общину добровольно; это делается из соображения принесения жертвы, искупления грехов. Подчас при отказе родителей отдать ребенка добровольно хиджра силой захватывают младенца и навсегда скрывают его в недрах своего общества.

Трудно сказать, чем объясняется такая многочисленность этой общины. Н. Р. Гусева предполагает, что предписываемая необходимость заключать внутрикастовые браки приводила к тому, что в малочисленных кастах появлялись дети с определенными половыми аномалиями. Возможно, это стало результатом обычая детских браков и ранних родов, когда появлялись гормонально неполноценные дети (Гусева. 1999. С. 39-40). Известно, что иногда хиджры рекрутируют в свою общину мальчиков без половых аномалий и оскопляют их. Наконец есть сведения, что в среде хиджра живут и вполне полноценные мужчины, и женщины, играющие роль гермафродитов, или занимающиеся организаторской деятельностью. Очень часто хиджры сочетаются браком с людьми без половых аномалий, обычно нищими, но и не только. Известны случаи временного сожительства, гражданских браков хиджра (почти всегда исполняющей женскую роль в семье) с молодыми мужчинами из среднего класса. Долго, однако, такие отношения не длятся.


Высокие группы исполняют танцы, их приглашают на празднование рождения и свадьбу, где они благословляют новорожденного или молодую чету, поют и танцуют, и где получают дары - бадхаи (буквально - "поздравление") - обычно деньги, сладости, одежду и зерно. Выступления хиджра носят отчетливую символику плодородия. Танец и пение хиджра - бурлеск имитации женского поведения, иногда вульгарной, иногда превосходной. Широко используются грубые шутки, явные эротические жесты, хиджра подшучивает над аудиторией, особенно над мальчиками-подростками. Существуют традиционные сюжеты, разыгрываемые хиджра, например, изображение беременной женщины, испытывающей трудности на разных стадиях беременности. На всех выступлениях, исполняемых в честь новорожденного, хиджра осматривает половые органы младенца. Индийцы знают, что всякий ребенок, родившийся с аномалиями половых органов, будет взят в общину хиджра, В последнее время, правда, при некотором снижении количества традиционных ритуалов жизненного цикла, эта практика начинает исчезать из повседневного обихода и больше не приносит необходимых доходов.

Средние группы поют и пляшут на площадях и рынках, прислуживают в домах, даже работают поварами. В некоторых городах Индии хиджра владеют общественными банями.

Низкие исполняют грязную работу по домам, нижайшие - занимаются криминальными делами, выпрашивают милостыню у прохожих, у пассажиров в поездах, в магазинах (за распределением собранных средств следят старшие), приводят клиентов к проституткам. Хиджра, не соблюдающие целибат и занимающиеся проституцией, называются балавар кхар, дхорру котхи.

Имеются особые группы хиджра, прислуживающие в храмах. В настоящее время хиджра выступают с танцевальными представлениями на выставках, презентациях, праздниках в колледжах, снимаются в художественных фильмах.

Встречаются, хотя и редко, хиджра высокого ранга: музыканты, чиновники, служащие - вплоть до министров.


В последнее время хиджра стали заявлять о себе в обществе (Nanda 1990). Существует общеиндийская ассоциация хиджра, которая собирается в случае юбилеев или смерти наиболее выдающихся, известных учителей хиджра. В последнее время у хиджра появилась своя партия и профсоюзная организация. Замечателен такой дальновидный пример использования труда хиджры: в Мумбаи (Бомбее) возникла государственная служба хиджра, занимающаяся сбором налогов и взимания долгов. Через некоторое время было замечено, что взимание долгов совершается чрезвычайно успешно: традиционно индиец никогда не откажет хиджра, это чревато самыми плохими для него последствиями.

В конце 1990-х гг. хиджра получили избирательные права. Однако они до сих пор не имеют права наследовать собственность, открывать банковские счета, усыновлять детей, вести торговлю или даже получать кредиты.

Хиджра считаются почитателями и служителями богов, в особенности Кришны и матери Бахучара. Им они посвящают свою необычную сексуальность, свои таланты и искусство. Хиджра считают себя орудием этой богини, главный храм которой находится в Гуджарате. Божество хиджра восседает на ездовом животном в облике петуха или курицы.

Окружающие относятся к ним с терпением и опасением. Широко распространено мнение, что хиджра имеют магическую силу, черным взглядом, словами и действиями могут лишить человека признаков пола, сделать бездетным или наслать на него беду. Наиболее опасным и вредоносным считается, когда рассерженная хиджра восклицает: "Сейчас я разденусь, и ты увидишь, что будет!" - и затем поднимает юбку, демонстрирует свои половые органы. Рассказы очевидцев подтверждают, что за таким проклятием хиджры может последовать крупная денежная потеря, неприятность или болезнь. Поэтому люди, встретившиеся с хиджрой, дают ей то, о чем она просит, или - в крайнем случае - стараются ее проигнорировать, не довести дело до разговора.

Но вот совсем другой пример: почитается за счастье, если проходящий мимо твоего дома хиджра присел на порог. Это приносит дому успех, радость, процветание.

Сила воздействия хиджра на индийцев, их особая сексуальная роль могут быть поняты только в контексте индуизма.

В индуизме очень значима тема силы, божественной энергии существа, соединившего в себе мужское и женское начало (Bradford. 1983. Р. 307-322).. Андрогинность, сочетание мужских и женских признаков - важнейший элемент в шактийском направлении индуизма, в тантризме.

Бахучара Мата - главный религиозный объект почитания хиджра - ассоциируется с травестизмом и транссексуализмом. Все домохозяйства хиджра имеют алтарь с изображениями этой богини, которой поклоняются ежедневно. Об этой богине известно по тексту из Джатипуранам - "Бахучара смрити". Главный храм, посвященный этой богине, расположен в Ахмедабаде (Гуджарат). Кроме того, хиджра идентифицируют себя с Шивой - амбивалентной фигурой в индуизме, объединяющем в себе (как и сами хиджра) сексуальность и аскетизм.
  Перейти в конец страницы Перейти в начало страницы Ответить с цитированием
6 пользователя(ей) сказали cпасибо:
Показать/Скрыть список поблагодаривших